Мотивация персонала в бизнесе



Мотивация персонала в бизнесе

Доброго дня! В этой статье хотелось бы поговорить о мотивации. Что это такое? Для чего она нужна? Какие виды бывают? Причем, коротко, простыми словами и применительно к предпринимательству и бизнесу.

Не будем давать определений, которые и так можно найти в различного рода источниках. По сути, мотивация – это побуждение. То есть, манипуляция каким-то индивидуумом для достижения каких-либо целей другим индивидуумом. Переводя на гражданский язык, получается, что кто-то договаривается с кем-то о проведении каких-то определенных действий за какое-то вознаграждение.

Именно так, по сути, и выглядит работа по найму. В этой схеме работодатель, которым может являться один человек или им может быть целая компания, приглашает для сотрудничества одного или целую группу людей на взаимовыгодных условиях. Именно на взаимовыгодных условиях! Иначе нет смысла взаимодействовать. Что же является этими самыми взаимовыгодными условиями? Всё очень просто. Выгода работодателя заключается в выполнении каких-то задач, процессов и так далее. Например, держателю маленького магазина необходимо покрасить декоративный заборчик вокруг его торговой точки. Его выгода при взаимодействии с исполнителем будет заключаться в покрашенном заборе. Самому ему заняться этим ну просто некогда или руки не такие, какие нужны для этого дела. Следовательно, ему нужно предложить кому-то выполнить эту операцию. Но кому-то это «за просто так» не надо. Зачем ему все это делать? Что он с этого приобретёт? Самый простой способ договориться – это денежное вознаграждение. Предприниматель указывает на фронт работ, проговаривает сумму и исполнитель красит. Но если сумма исполнителя не устроит, то он может и отказаться. То есть, уровень или количество этих самых побуждений для него будет недостаточным. А как следствие, взаимодействие этих двух индивидуумов возможно только тогда, когда интересы обоих будут удовлетворены. На этом простом примере явно видно, что мотивация подразумевает именно взаимовыгодное сотрудничество! Вся работа по найму должна строиться именно на таком принципе. Если работодатель не может или не хочет предложить достойного вознаграждения, то и качество работы или её объёмы могут страдать. Поэтому мотивация должна стимулировать людей работать максимально эффективно.

Не думайте, что человек, который работает на себя, не имеет никакой мотивации. Ну, по крайней мере, такой вывод напрашивается из вышесказанного. Это не так. Если нет какого-либо интереса, то действия совершаться не будут. В случае с индивидуальными предпринимателями или владельцами крупных корпораций, всё выглядит примерно также. Они всё делают исключительно для получения максимальной прибыли, но для этого они не капают ямы, не красят заборы и не продают товар, стоя в торговом зале или за прилавком. Они организуют и настраивают процессы. Придумывают эти самые схемы, которые будут стимулировать и побуждать других к каким-либо действиям для получения прибыли для себя и своего работодателя. Как не крути, но всё строится на этой самой мотивации. Вспомните, ведь ещё в детстве, когда вы не хотели кушать или одеваться, мама с папой говорили вам: «Съешь кашку, мы тебе мороженое купим и в парк сводим»! Это и было вашей мотивацией.

Из выше сказанного не сложно сделать вывод, что мотивация может быть не только финансовой. И это абсолютно верно. Многих или некоторых людей к выполнению каких-то поставленных задач может побуждать не денежное вознаграждение, а что-то другое. Например, кто-то может работать за малое финансовое вознаграждение, но ради того, что в скором времени станет руководителем. И уже может быть там, заработает. И даже тогда он будет стремиться вырасти ещё выше, и ему нужна будет эта надежда и уверенность. Кто-то в силу каких-то обстоятельств может быть не заинтересован в получении большой зарплаты, но ему, может быть, важно иметь звание, статус или, так сказать, титул лучшего продавца. А особенно, если это переходящее знамя ему будут торжественно вручать в конце каждого месяца перед всем коллективом. Иными словами, форм и разновидностей мотиваций может быть множество. И очень важно, чтобы руководители имели возможность разглядеть этот интерес в своих подчинённых. И только тогда они смогут получить от них максимум! Но, к огромному сожалению, многие или даже почти все руководители не умеют этого разглядеть или не хотят, или вообще не подозревают об этом! И это является большой проблемой.

Хотелось бы пару слов сказать и таком понятии, как демотивация. О да, есть и такое. Это, наверное, самое печальное, что может использоваться современными неграмотными управленцами. Точнее говоря, инструмент очень эффективный и полезный. Но вот умение им пользоваться и правильно применять – это настоящая катастрофа. Особенно это ярко выражено у специалистов, так или иначе связанных с различного рода продажами. Дело в том, что мотивации составляются таким образом, что заработать достойные деньги эти самые сотрудники могут только достигнув какого-то планового показателя. Если же не достигнут, то не получат премию или процент вознаграждения будет ниже. Вот. Это уже хорошая и эффективная мотивация. Но наши толстолобики и мега управленцы, не выполняя планов поставленных руководством, вместо того, чтобы наладить какие-то моменты или изменить какие-то процессы, что собственно и является их основными задачами, начинают вводить демотивационные составляющие. Мол, не будете выполнять – будем штрафовать или вычитать. И что? Все сразу начнут работать лучше? Нет! Однозначно нет! Наоборот, станут работать спустя рукава. А надо бы провести собрание. Выяснить, почему, по мнению сотрудников, мы не дополучаем прибыли? Наверняка, будут здравые мысли. Хоть часть будет просто кричать: «Повысьте зарплату»! Можно обсудить и предложение последних. Но у них уточнить: «А что, если и при этом, Вы не дадите показателей, что тогда»? Может, и тут выдадут дельные мысли. Но это уже будет их мысль, их ответственность. И пенять уже в случае маленькой зарплаты будет не на кого. Тут человек сам начнёт думать, блин, а чего такое, почему? Может, я работаю недостаточно хорошо? Это как пример, а не ценные указания к действиям. И, естественно, вариантов может быть масса. Одной из задач руководителя как раз и является вот эта головоломка. И уж, дорогие руководители, не стоит просто менять мотивацию следующим образом, как это у нас часто встречается - просто в какой-то момент пересматривается мотивация и работнику за те же работы начинают платить меньше! Конечно, там рисуется всё так, что типа работайте и будете получать столько-то. Это не работает как мотивация! Это 100% демотивация! Люди это видят и понимают! В коллективе начнет назревать негатив, а кому это надо?

Надеемся, что после прочтения данной статьи вам стало понятней, что такое мотивация, для чего она нужна, каково её значение и как ею пользоваться!


Просмотров: 727

Дата создания: 2015-11-20

Автор: Владимир Монахов










Комментарии к этому материалу:



Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:

Введите числа:


Вы читаете статью на тему Мотивация персонала в бизнесе .






Мы в соцсетях


Рейтинг@Mail.ru