Конкуренция - хорошо или плохо



Конкуренция в бизнесе

Что такое конкуренция? Конкуренция – это соперничество, борьба в какой-то области для получения каких-то благ или достижения каких-то результатов и показателей. Что такое конкуренция в экономике, а точнее в бизнесе? Примерно то же самое, а точнее соперничество для получения максимально возможной прибыли.

Хорошее это явление или плохое?

С точки зрения покупателя, клиента и обывателя, однозначно да. Почему? Да все просто. Если на рынке какого-либо товара или услуги есть аналогичное предложение, то мы всегда вправе выбирать. Выбирать среди товара. Выбирать качество оказания услуги или качество обслуживания. Согласитесь, что весьма неплохо, когда есть среди чего выбрать. И как печально, когда выбора нет. Вспомните нашу командную экономику? Нужны ботинки? Иди в любой ближайший магазин и выбирай размер. Неудобно? Натирает большой палец? Не нравится? Ну, знаешь ли! Выбора у тебя нет. Так ещё и попробуй громко сказать, что тебе фасон не нравится. Партия и её сотрудники решили, что ботинки мужские должны быть именно такими. Ты не согласен? Нет, об этом даже писать не стоит. Тут можно и лес уехать валить. Там сапоги с валенками дадут и снова никакого выбора. И совсем другое дело, когда тебе нужны ботинки в условиях рыночной экономики. Как правило, при ней существуют различные предложения, среди которых мы вольны выбирать. Во-первых, можно пофантазировать на счет модели и фасона. Во-вторых, определиться с местом, куда ты за ними поедешь. В-третьих, ценовая политика, а точнее диапазон цен, в котором ты можешь себе позволить покупку.

В условиях конкуренции качество товара и уровень работы с клиентами неизбежно растут. Ну или не могут сильно упасть. Ведь, если здесь вас сегодня что-то не устроит, то вы сюда больше не придете. А это упущенная прибыль! Это недопустимо для предпринимателя и компании.

Стало быть, для того, кто играет со стороны клиента, это очень и очень хорошо. Да это, думаю, и так было очевидно. А вот полезна ли конкуренция для тех, кто играет с другой стороны? Недальновидные или бесчестные предприниматели считают, что это зло. И именно поэтому стараются перейти друг другу дорогу. Для этого используются различные методы: разорение конкурента, поглощение путем покупки конкурента, попытки подставить различными способами и так далее. С одной стороны, это вполне логично. Нет конкурентов, нет соперников, не надо думать и переживать. Штампуй свой продукт или услугу и пожинай плоды. Ты - монополист. Ты один. И никуда твой клиент от тебя не денется. Прибыль может быть неимоверной. Что для этого нужно? Ничего, просто задирай ценники. Издержки минимизируй, то есть, не внедряй инноваций, не совершенствуйся. Шлёпай и шлёпай по проторенной дорожке. Красота.

Что, скорее всего, произойдет? Деградация, падение качества, застой и стагнация. Ну и, в конце концов, падение прибыли. Почему? Всё снова просто, покупатель начнёт отворачиваться от продукта. Он не захочет отдавать свои деньги за некачественно предоставленную услугу или продукт. Он начнет искать альтернативы. Возможно, это будут заменители. Может быть, человек попытается решать данную задачу своими силами, то есть, условно говоря, переходить на натуральное хозяйство.

Ярким тому примером была ситуация на постсоветском пространстве. На протяжении многих лет штамповались, скажем, телевизоры. Они не менялись годами. А зачем? И так купят. Но в один прекрасный день открылся «железный занавес», и к нам хлынули аналоги. Эти аналоги были на голову лучше. Естественно, покупатель начал отдавать свои деньги за те более качественные телевизоры с кучей функций и примочек. А была бы эта конкуренция раньше, тогда наши инженеры и изобретатели были бы вынуждены придумывать новые модели. Тем самым изобретая что-то, двигая науку вперед.

Да, есть вещи, аналоги которых не найти и самому не вырастить. Но это, скорее всего, до пары до времени. Например. На сегодняшний день, заменить углеводороды в автомобильной и многих других сферах, к сожалению, не представляется возможным. Именно поэтому, многие топливные компании, многие из которых являются монополистами в своих странах, набивают кошельки и радуются. А чего им? Мы никуда не денемся. Естественно, другим это не нравится. Они начинают фантазировать и развивать альтернативные виды энергии. К чему это приведет? К снижению прибыли у вчерашних владельцев бизнеса по добыче и переработке нефти и газа. Это неизбежно произойдет. Это закон экономики. Не развиваешься, не стараешься и не шевелишься? Погибнешь. Рано или поздно появится кто-то другой, более сильный с более свежими технологиями и более широким предложением для клиента. Выживет сильнейший.

Отсюда следует, что здоровая конкуренция является весьма полезной штукой и для тех, кто выступает за команду предпринимателей и бизнесменов. Не дремлющие конкуренты всегда будут подстегивать друг друга. Это не позволит расслабиться и заставит работать с максимальной отдачей. А максимальная отдача будет, в свою очередь, говорить о максимальной прибыли.

При этом стоит отметить, что конкуренция должна быть совершенной. То есть, это ситуация при которой на рынке существует много мелких и равных игроков, которые не могут существенно влиять на ситуацию в данной сфере. При таком стечении обстоятельств, игроки вынуждены оптимизировать свою деятельность, чтобы быть максимально интересными для своих клиентов с точки зрения качества предлагаемого продукта и его цены.

К сожалению, со временем многие начинают объединяться, вытесняя тем самым других более мелких игроков, которым становится трудно соперничать с крупными. Через какой-то промежуток времени на рынке складывается нежелательная ситуация. То есть, существует, условно, пара или тройка крупных игроков, которые полностью контролируют ситуацию. В подобном случае, появление на рынке новых игроков фактически не возможно. На выходе, вновь обрюзглость и надменное безразличие крупных компаний к реальным потребностям клиентов. Крупные фирмы не способны чутко реагировать на изменение рынка. Не спрос начинает рождать предложения, а предложения крупных игроков пытаются заставить покупателя формировать этот спрос. Подобное стечение обстоятельств порождает несовершенную конкуренцию. То есть ситуацию, в которой отдельные лица или группы целиком и полностью влияют на предложения и цены. Это наиболее нежелательная ситуация, но, к сожалению, самая реальная в реальной жизни.

Вот такой вот парадокс. Ведь конкуренция, которую многие не любят, является очень необходимой вещью.


Просмотров: 737

Дата создания: 2016-04-18

Автор: Владимир Монахов










Комментарии к этому материалу:



Добавить новый комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:

Введите числа:


Вы читаете статью на тему Конкуренция - хорошо или плохо .






Мы в соцсетях


Рейтинг@Mail.ru